Старинные мужские головные уборы, начиная от 12 века?

Средневековые головные уборы на Руси и на Западе: смирение и безумие

Старинные мужские головные уборы, начиная от 12 века?

    Для чего сказочные феи носили высокие колпаки? Когда капюшон воссоединился с одеждой? Как женские украшения помогают археологам? И что на самом деле означает слово «кокошник»?

    Во все времена в костюмах женщин всех народов обязательно присутствовали головные уборы.

Они не только защищали от неблагоприятных погодных и природных условий, но и посылали окружающим важную информацию о владелице.

Давайте разберёмся, как развивалась мода на «одежду» для головы, и что именно могли узнать по ней люди в Европе и на Руси. А также как европейские дамы потеряли христианскую скромность и перешли к светскому безумию.

Средневековая мода в Европе

    В Европе поначалу головные уборы служили практическим целям: они должны были закрывать от солнца и согревать в холод. Это были соломенные шляпы и меховые или холщёвые шапки и чепцы. Но очень быстро «одежда» для головы стала играть символическую роль. И началось это именно с женских головных уборов.

    В 10-13 веках в европейской женской моде господствовала христианская идея смирения и покорности: считалось, что представительницы «слабого пола» духовно слабее мужчин, а потому не могут противостоять дьяволу.

Чтобы получить какую-нибудь защиту, они носили закрытые головные уборы (чепцы), которые тщательно скрывали от посторонних глаз волосы, шею и даже часть лица. Кроме этого женщины должны были ходить с опущенным взглядом и головой.

Замужние женщины подчёркивали покрытой головой свою зависимость от мужа – они были как бы дополнением к нему, и поэтому не должны были выглядеть независимо и открыто.

    Но в 13-ом веке придворные дамы взбунтовались против христианской традиции смирения и покорности, ведь они всё больше принимали участие в большой политике (в Англии, Франции и Испании к этому времени на престоле побывало уже несколько единовластных королев). Они решили избавиться от излишней скромности, и ввели в моду эннен (он же атур).

Этот головной убор позволял видеть окружающим не только лицо и шею женщины, но и половину её макушки и даже затылок. При этом брови и волосы на этих местах полностью сбривались. Эннен представляет собой высокий колпак из накрахмаленной ткани, к которому прикреплялась вуаль, свисавшая до пола.

Высота колпака указывала на происхождение женщины – чем он выше, тем знатнее дама: принцессы носили метровые эннены, а знатные дамы довольствовались 50-60 см. Выглядело по сравнению с предыдущей модой открыто и раскрепощено, но немного… безумно.

На средневековых сказочных изображениях волшебницы-феи предстают в этих колпаках неимоверной высоты – видимо, художник этим хотел подчеркнуть их «возвышенность» над простыми людьми.

    Мужчины не отставали от женщин: они носили высокие шляпы в форме усечённого конуса. Такая уловка помогала им казаться ростом не ниже дам. Те, кто не комплексовали из-за роста, надевали различные шапки, береты или шляпу бальцо, внешне напоминавшую сарацинский тюрбан.

    Женский эннен и его многочисленные разновидности были на пике бургундской моды вплоть до 15-ого века, пока популярность не завоевал эскофьон и рогатый чепец. Первый – это золотая сеточка, которая надевалась на голову поверх скрученных над ушами кос. Второй выглядел как раздвоенный атур, покрытый сверху тканью.

Эти головные уборы щедро и дорого украшались золотом, серебром, жемчугом и драгоценными камнями, и стоили целое состояние. Рогатый чепец сейчас может показаться странным веянием моды, но и тогда женщины в них часто становились жертвами насмешек и осуждений со стороны церкви, которая видела в этом головном уборе «пристанище дьявола».

Но средневековым модницам, видимо, нравилось носить рога – ведь эта мода продержалась около столетия.

    У знатных мужчин в 15-ом веке стала популярна шляпа с полями, которая до этого считалась частью одежды крестьян. Мало того, она превратилась в символ знатности и благородства: её помещали на свой герб представители дворянских родов и целые города.

    Простолюдинки в это время носили обычные чепцы с рюшками, головные платки и соломенные шляпы. А крестьяне и горожане часто надевали капюшон с длинным шлыком (концом) и лопастями, закрывавшими плечи и имевшими зубчатый срез. В эпоху Возрождения этот капюшон стал атрибутом шутов. «Прирос» капюшон к куртке или плащу где-то в 15-ом веке, когда ему на смену пришли шляпа и берет.

    Эпоха Ренессанса создала новые идеалы. В моду вошли роскошь, богатство и чувственность, а с ними сложные причёски, шляпки и береты, открывавшие лицо, шею и волосы. А христианское смирение и традиция закрывать голову отодвигались со временем всё дальше в прошлое, и уже никогда не вернулись в европейскую моду.

Средневековая мода на Руси

    На Руси с глубокой древности традиционной причёской для женщин была коса: одна у девушек и две у замужних. С женской косой связано множество поверий, например, считалось, что распущенные женские волосы приманивают злых духов, и поэтому их и надо заплетать в косу.

    Обязательным правилом для славянских женщин было покрывать голову убрусом или повоем – льняной тканью. Даже незамужние девушки могли открывать лишь макушку. Убрус или повой считались символом чистоты, благородства и смирения. Поэтому лишиться головного покрывала (опростоволоситься) считалось величайшим позором.

    В древности женщины поверх убруса надевали деревянный или металлический обруч, а к нему крепили височные и налобные кольца, бляшки и подвески.

Зимой носили небольшую шапочку с мехом, поверх которой надевали особую повязку очелье (налобник), богато украшенную вышивкой и жемчугом.

В каждом городе и селении украшения и орнаменты вышивки настолько отличались друг от друга, что современные археологи по ним определяют территории расселения славянских племён.

    С 12-го века в летописях упоминаются такие головные уборы как кика, повойник, сорока и многие другие, имевшие схожее строение. Эти головные уборы выглядели как корона (иногда с рогами), покрытая тканью. Их изготовляли из бересты и богато украшали бисером и вышивкой. Эти головные уборы прятали под собой косы, а так же скрывали от посторонних глаз лоб, уши и затылок женщины.

Их строение и украшения могли рассказать окружающим всё, что нужно знать о женщине: откуда она родом, какое занимает социальное и семейное положение. До нас эти мельчайшие «опознавательные» особенности украшений не дошли, но раньше о них знал каждый. С 13-15 веков у простолюдинок их всё чаще заменяли головные платки, но в некоторых регионах эти уборы просуществовали до 20-го века.

    Удивительно, но в массовом сознании знаменитый кокошник стал символом русского народного костюма только в 19-ом веке. Название этого убора произошло от старорусского слова кокошка – курица, наседка. Этот головной убор был частью праздничного наряда, и в старину его могли носить только замужние женщины.

Он, как ни какой другой головной убор, подчёркивал женскую красоту и благородство. В отдалённых губерниях кокошник просуществовал до конца 19-го века.

Но в начале 20-го столетия он неожиданно вернулся и вошёл в гардероб модниц… всей Европы! Сделанный под новый лад, русский кокошник был свадебным убором европейских невест в 1910-20 гг.

    К сожалению, эти красивые головные уборы просуществовали в высшей среде только до петровской эпохи, когда народные обычаи и традиции заменились европейскими. А вместе с ними из женской моды ушли скромность и благородство.

последние 5

люпус Елена Гадкий Я Арина

Источник: http://slavyanskaya-kultura.ru/srednevekove/srednevekovye-golovnye-ubory-na-rusi-i-na-zapade-smirenie-i-bezumie.html

Народные головные уборы. Выбираем кокошник и картуз

Старинные мужские головные уборы, начиная от 12 века?

Русский национальный костюм уникальный и особенный. Проследив историю костюма, можно проследить историю всего русского народа.

В цикле статей под названием «Русский народный костюм» вы сможете узнать всё о головных уборах, женских и мужских национальных костюмах.

О том, из чего состоит и как правильно подобрать народный костюм для любого праздника и гулянья. Начнем с самой главной и важной части костюма – головного убора.

Традиция прикрывать голову пришла к нам из древних времен. Ведь тогда считалось, что именно в волосах спрятана вся человеческая магическая сила. Поэтому на Руси волосы старались прятать подальше от людских глаз, под головные уборы.

Кроме того, по шапке в большей степени, чем по других частях костюма, можно было судить о принадлежности человека к определенному сословию, территориальной единице, даже о его возрасте и семейном положении. Также различалась русская «шапка» в зависимости от времени года и церковного календаря.

Были головные уборы для праздников и для ежедневного ношения.

Женские головные уборы

Головной убор для женщин был очень важной частью гардероба. Головной убор мог многое сказать о своей обладательнице – ее семейном положении, статусе в обществе, территориальной принадлежности.

В детстве девочки носили простые тесемки из материи. Девицы на выданье могли носить головные уборы, которые не закрывали макушку и волосы – повязки. Замужние женщины обязаны были носить головные уборы, которые полностью скрывали волосы.

Показывать волосы считалось страшным позором.

Кокошник

Кокошник является народным головным убором, широко известным благодаря русским народным сказкам. История кокошника полна загадок и тайн, но никто так и не знает, когда именно он появился.

Известно лишь, что закон Петра Первого положил запрет на ношение кокошника боярскими дамами.

Тем не менее, головные уборы выжили в крестьянской и торговой среде (главным образом в северных провинциях) как атрибут праздничного или свадебного платья, в то время как в конце 18 века Екатерина Великая разрешала его только как элемент карнавального платья.

Кокошник в отличие от повседневных головных уборов, таких как сорока или платок, сначала использовался исключительно как праздничный головной убор и был богато украшен жемчугом, особенно на Севере. Только замужние женщины носили Кичку и Сороку, в то время как Кокошник носили незамужние.

Кокошник выглядит округлым щитом вокруг головы. Название «кокошник» происходит от старославянского “Кокош”, что означало курица или петух.

Характерной особенностью кокошника является своего рода гребень, восходящий надо лбом. Его форма изменялась от провинции к провинции. Делался он из толстой твердой бумаги с лентами позади.

Кокошники были отделаны парчой, бусами, жемчугом, а у самых богатых женщин – драгоценными камнями.

Повойник

Повойник – старый традиционный головной убор замужних женщин, главным образом крестьянок; это был платок или полотенце, завязанное вокруг другого головного убора. Как правило, носили его в будние дни, в то время как в праздники он был заменен на кокошник. К началу 20 века повойник вытеснили более сложные женские головные уборы, такие как сорока и кичка.

Кичка

Кичка – этот своеобразный русский головной убор имитировал рога коровы, тем самым символизируя плодородие женщины. Рогатую кичку носили молодые замужние женщины, а безрогие кички – состарившиеся. Долгое время славянские замужние женщины хранили обычай завязывать платок таким образом, чтобы его концы стояли на лбу как крошечные рога. Это символизировало плодородие.

Картуз

Картуз представляет собой русский народный головной убор из шелка или текстиля. В основном он идет в черном цвете, но может быть и красный или синий. Иногда картузы бывают декорированы лакированным козырьком. В качестве украшения к такому головному убору можно прикрепить цветок – искусственный или живой – на ваш выбор.

Колпак

Колпак. Фотографии колпака были найдены на фресках собора Святой Софии в Киеве и древних изображениях 12-го века. Бояре на важных церемониях могли носить высокий колпак в виде цилиндра, отделанный дорогими мехами (только князья и бояре имели привилегию носить такие шапки).

Тафья

Тафья пришла в Россию с Востока и была прообразом известной тюбетейки. Зажиточные люди, особенно князья, в помещении часто носили тафью, которая охватывала только макушку.

Эти небольшие колпачки были сшиты в Марокко (из мягкой кожи овец и коз и окрашены в яркие цвета), их украшали бархатом или парчой, золотом, шелком и жемчугом.

После того как Иван Грозный решил пойти в церковь в своей тафье, на этой почве у него произошел конфликт с митрополитом Филиппом.

Горлатная шапка

Горлатная шапка – это меховой головной убор русского дворянства в 15-17 вв. Он представлял собой высокий цилиндр, расширенный кверху, и украшался бархатом или парчой. Такие шапки шились из куницы, лисы или меха соболя, который был взят из области горла животных; от этого и пошло название шапки.

Мурмолка

Мурмолка была плоской формы с верхом из атласа, бархата или парчи зеленого, черного или вишневого цвета. Иногда она был украшена перламутровым шпильками и дорогими белыми перьями.

Зимой такие шапки подбивались мехом, из которого делали отвороты. Мурмолку не носили цари, а в основном использовали бояре.

В некоторых частях Новгородской, Псковской и Ленинградской области слово “мурмолка” до сих пор используется для обозначения круглых колпачков с меховым верхом и на стеганой подкладке.

Шапки были широко распространены на Руси, но сначала преобладали среди князей. Первые изображения русских князей, носящих шапки, были обнаружены в 11-м веке. Их форма была всегда одинакова: шаровидная корона с меховой окантовкой. Такие головные уборы в литературе называют “древнерусской меховой шапкой”.

Шапки дворян сделаны из бархата или тонкого сукна, в то время как благородные князья хвастались парчовыми шапками, украшенными серебром, золотом и драгоценными камнями. Летом они украшались обрезками шкур лисы, соболя или бобра, а зимой – были полностью на меху внутри.Шапка-ушанка стала существовать в русской деревне в последней трети 19-го века.

Подбираем головной убор к костюму

Национальный русский костюм очень красивый и многообразный. В правильно подобранном костюме вы сможете произвести фурор на любом празднике. Его можно одеть на Новый Год, тематическую вечеринку, массовые народные гуляния на воздухе, типа Масленицы, и даже на Хэллоуин. А вот как правильно подобрать все нужные детали костюма – мы вам и расскажем. Итак, подбираем головной убор.

Несмотря на то, что мужских и женских головных уборов со времен Древней Руси существовало множество, сейчас русский национальный костюм состоит лишь из нескольких их видов.

К женскому костюму можно подобрать головной убор трех видов: повязка, кокошник и кичка

Повязка – один из самых древних головных уборов на лентах. Он представляет собой полоску ткани из бархата, парчи, шерсти или шелка. Одевается лента на лоб и сзади завязывается. Она может быть украшена бисером, вышивкой или тесьмой.Кокошник представляет собой головной убор на твердой основе в форме полумесяца.

Декорирован он тесьмой и бусами, планкой из бисера или пайетками. Кокошник может крепиться к голове резинками или завязываться сзади атласными лентами, а может одеваться как ободок.

Кстати, кокошник можно использовать не только в русском национальном костюме, но и в качестве головного убора к новогодним костюмам – Снегурочки, Снежной королевы.

Кичка. Иногда в костюмах используют и этот стародавний головной убор. Сделать кичку можно и в домашних условиях. Раньше ее носили так: кичка покрывала волосы и имела твердую часть спереди, сделанную из куска коры или доски, образуя рога или копыта, и тому подобное.

Кичка была поставлена на голову, волосы тщательно покрыты тканью, а затем ткань была зафиксирована на голове путем округления копыт или рогов несколько раз кружевом. Состоял этот головной убор из сороки (передняя часть кички, которую использовали и как отдельный головной убор) и позатыльника (покрывал волосы сзади).

Современная кичка может лишь отдаленно напоминать настоящую, её можно сделать с помощью большого платка, завязанного сверху на голове в виде рожек.

В следующих статьях серии «Русский народный костюм» вы узнаете о мужских и женских костюмах, о том, как правильно подобрать все их составляющие, а также всё об обуви, гриме и аксессуарах к национальному наряду.

Следующая часть Национальный женский костюм. Создаем образ «Русской Красавицы»

Источник: https://dansezza.ru/post/narodnye-golovnye-ubory-vybiraem-kokoshnik-ili-kartuz_1415356171.html

Древнерусская одежда мужчин и женщин :описание и основные особенности

Старинные мужские головные уборы, начиная от 12 века?

Создателей одежды на Руси называли мастерами-кузнецами. Они постоянно придумывали новые виды одеяния, украшения для головных уборов, делали выкройки, украшали. Одежда делилась в зависимости от статуса человека.

Древнерусский народ считал, что одежда защищает от злых духов, темных сил, потому что обладает особой силой.

Поэтому %древнерусские наряды% имели вышивку в виде Свастики, Инглии, вышивалась деревянной иглой и льняными нитками.

Верхняя одежда

kak.znate.ru

Верхняя древнерусская одежда мужчин называлась свитой. Это был длинный до икр кафтан разного цвета: красный, коричневый, бежевый, рыжий. Свита не должна была прикрывать сапоги и мешать при ходьбе.

Главное, что было важно для славян в одежде — удобство, практичность, тепло. В зависимости от материального положения выбиралась ткань кафтана. Князья носили теплые, с меховым воротом и вышивкой свиты.

Из меха предпочитали овчину, бобра, кролика, лисицу, песца.Воротник был небольшой, едва прикрывая шею. В основном меховой воротник предпочитали класть на плечи. Присутствовало много пуговиц, от восьми до двенадцати.Крестьяне, рабочие надевали простые платья, на которых были только пуговицы. В холодную зиму кафтан согревал, потому что работать приходилось на улице целый день.

На плечи накидывали длинную плащевидную накидку, которая представляла собой кусок льняной ткани. Накидка была без рукавов. Это было своеобразной модой на Древней Руси. Носили накидку поверх свиты, шубы мужчины, дети и женщины разных слоев населения.

Отличалась накидка покроем, качеством материала.Славянская зимняя одежда чаще всего шилась из кожуха, то есть из шкуры, меха и кожи животного. Если это был лен, то его сначала нужно было вырастить, собрать урожай, перемолоть и соткать нитки, ткань.

Славяне старались быть максимально близко с природой.

Славянский костюм женский

booksite.ru

Как и сейчас, древнерусские женщины и девушки любили одеваться красиво. В женской одежде отдавали предпочтение мелким деталям и вышивке. Она была вышита по подолу, на рукавах, вокруг горловины.

Боярыни, княгини носили богатые платья с вшитыми металлическими пластинами, крестьянки носили простую льняную рубаху с пояском. Женский костюм был не только теплым, но и показывал статус женщины.

Ткань для платья, костюма всегда выбиралась льняная, а узоры вышивались исключительно красными нитками, потому что красный цвет у славян символизировал здоровье, плодородие, огонь, тепло, защиту.

Женский костюм был длинным, ниже колена, с длинными рукавами. Делился костюм на верхнюю и нижнюю рубаху. Выкройка костюма была простая: крестообразная, прямая.Платья были повседневные, праздничные, свадебные.У молодых девушек древнерусский костюм женский дополнялся запоной.

 Запона — большой кусок ткани с вырезом посередине. Надевали его через голову поверх рубахи. Затем обязательно подпоясывалась.Главными элементами женской древнерусской одежды были красиво вышитые орнаменты, которые девушки вышивали сами, или доверяли дело специалисту-ремесленнику.

Древнерусский мужской костюм

Мужчины Древней Руси предпочитали носить шерстяные вещи, которые запахивалась. Поверх надевался кожаный ремень. Ткань шерстяная крупной вязки. Штаны были широкие, подвязывались на поясе, на коленях и на щиколотках. Отдавали предпочтение шерстяным и холщовым штанам.Князья и бояре носили по двое штанов.Шили одежду специалисты-ремесленники.

Но большая часть населения, в том числе и зажиточная шили сами. Ворот мужского древнерусского костюма всегда был низкий. Крой рубахи у всех был одинаков. Будь то князь или крестьянин. Отличало древнерусский мужской костюм разных слоев качество ткани,наличие украшений и количество надеваемых рубах.
В поясе всегда прикреплялась калята.

Раньше так называли кошелек для денег.

Крестьянская одежда на Руси

Крестьяне носили простую одежду с минимум вышивки. Она не была украшена камнями и лентами. Крестьянский кафтан назывался армяк. Его надевали поверх тулупа, полушубка. Он состоял из воротника и запахивался.Крестьянская шуба — доха.

Шуба состояла из кожи, меха животного, которую крестьянские женщины шили сами своим мужьям, детям и себе. Себе женщины шили душегрейку, которая представляла собой теплый полушубок. На работу, повседневную носку надевали длинную без рукавов рубаху.Мужчины-крестьяне носили сермягу. Сермяга — полотняный плащ. Шили его из сукна.

Несмотря на всю свою простоту в выкройке и дешевизну ткани, крестьянская одежда была очень теплой и практичной.

Что такое сорока одежда в Древней Руси?

Сорока — это старинная одежда на Руси, которую могли носить как материально обеспеченные люди, так и крестьяне. Представляла собой чехол из бархата, ситца или кумача. Надевалась сорока поверх зимней верхней одежды (полушубка, плаща, кафтана). Согревала в морозные дни, метель.

Женский свадебный наряд

fs.nashaucheba.ru

Свадебная древнерусская одежда женщин была красивой, аккуратной, настоящим шедевром. Это не обязательно белое платье и белая фата как сегодня. Шили свадебный наряд девушки себе сами. Им помогала мама, бабушка, старшая сестра. Обычно наряд передовался из поколение в поколение. Наряд невесты показывал статус ее семьи.

 Делился наряд на довенчальный и послевенчальный.Довенчальный наряд невесты представлял собой длинное до пола платье с рукавами в темных тонах. Это было традицией в Древней Руси,потому что считалось, что девушка хоронит свою молодость и переходит во взрослую жизнь. Послевенчальное платье было красивое, яркое, настоящее произведение исскуства.

Шили платья, сарафаны из льна, ситца, бархата.

Украшали бисером, лентами, тесьмой, вышывали красивые узоры золотыми нитками. У знатных богатых невест наряд был максимально роскошным. Украшался камнями, жемчугом, поэтому был тяжелым и весил до двадцати килограмм. Часто свадьбы проводили на покров, поэтому у невесты обязательно поверх свадебного платья надевали дорогую шубу с мехом.

На голове обязательно красивый длинный платок, кокошник. На второй день после брачной ночи, невесте надевали на голову кику, которая означала, что теперь она не девушка, а замужняя женщина.
Кика представляла собой открытую корону, украшенную камнями, бисером, жемчугом, тесьмой.

Мужской свадебный наряд

Мужской свадебный наряд состоял из рубахи и штанов. Обычно костюм жениха был белого цвета с красной вышивкой, узором, что символизировало счастье, плодородие в будущем браке. Рубаху жениху шила будуща жена.

Штаны жениха были полосатые, широкие, сшитые из сукна, с карманами. Из кармана всегда выглядывал кусочек ситцевого платка, который невеста дарила будущему мужу перед свадьбой. Это тоже было свадебной традицией в Древней Руси.

 Свадебный наряд дополнял широкий красный пояс из атласа, ситца, а также меховая шуба или кафтан.

Источник: https://perstni.com/magazine/history/drevnerusskaya-odezhda-muzhchin-i-zhenshhin-opisanie-i-osnovnyie-osobennosti.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.